Учебные материалы

Статьи

Post Page Advertisement [Top]

Мы подготовили перевод новой статьи нашего друга из Японии, члена JKA и инструктора Андре Бертела. В этой статье он не описывает целиком все ката, однако перечисляет каждое из 21 движений с указанием их специфических черт. Цель данной статьи – выделить важные моменты, которые часто упускаются представителями каратэ сётокан.
Андре Бертел

1. Хидари сокумэн хидари гэдан барай (хидари дзэнкуцу дачи).  Важно: опустить вес на колени, скрутить тело в фронтальное положение (шомэн) влево, затем по ходу движения в дзенкуцу дачи отпустить тело до конца вполоборота (ханми), расположив переднее колено над кончиками пальцев ног. Общее правило в будо каратэ – вся техника должна выполняться «до предела». Кроме того, обратите внимание на метод вращения «пятка-носок» (по существу – «какато - чуссин», то есть «пятка – центр стопы»). При перемещениях вперед и назад, а также при разворотах сочетайте принципы «шиме» (сжатие) и «мучикен» («рука-кнут»), при использовании и рук и ног. При разворотах поворачивайте стопу в направлении движения в максимально возможной степени, но при этом осознанно сохраняйте контакт внешнего свода стопы (сокуто) с полом.

2. Миги чудан дзюн-дзуки (миги дзенкуцу дачи). Обратите внимание на общее правило в кихон: «тянуть и толкать от пяток». Дзюн-дзуки (ой-дзуки) – основное упражнение для наработки этого принципа. Кроме того, обратите внимание, выпрямление задней ноги, сохраняя при этом «глубокое» переднее колено, строго фронтальное положение туловища (шомэн) и прижатый к полу внешний свод стопы (сокуто). Также обратите внимание на важность хикитэ во всей ударной технике рук (цуки вадза): в связи с этим кулак в положении хикитэ должен «подкручиваться» стороной мизинца немного вверх (чуть выше стороны большого пальца), то есть должно применяться «шиме». Кроме того, предплечье должно быть параллельно полу, тем самым, траектория удара будет как можно короче, а потенциальная дистанция удара длиннее.

3. Миги гедан барай (миги дзенкуцу дачи). Важно разворачиваться на пятке опорной ноги, предварительно перенеся вес на левую ногу (опорная нога – «джику аши»). При развороте на 180 градусов необходимо пройти фазу, когда туловище примет положение шомэн и только после этого «спружинит» обратно в ханми.

4. Миги кенцуи татэмаваши учи (миги дзенкуцу дачи). Примечание: одновременно с оттягиванием руки сделайте полшага назад. Кроме того, вернуться в дзенкуцудачи надо одновременно с завершением удара «кулак-молот». Траектория удара представляет собой большой круг по часовой стрелке, который следует из гэдан бараи, мимо левого уха и над головой, а затем вниз, завершая движение только на уровне плеча. Рука должна быть лишь слегка согнута в локте, таким образом будет достигнуто оптимальное ударное воздействие.

5. Хадири чудан дзюн дзуки (хидари дзенкуцу дачи).
6. Хидари гэдан бараи (хидари дзенкуцу дачи).

7. Миги дзёдан агэ-укэ (миги дзенкуцу дачи). Примечание: при дзёдан агэ-укэ следует обратить особое внимание на шею/положение головы. Кроме того, блок должен быть амплитудным и прочным: он завершается на расстоянии ширины кулака от головы. Также обратите внимание и отрегулируйте положение локтя блокирующей руки по отношению к соответствующей стороне туловища (при подъеме) и по отношению к плечу (при открытии).
8. Хидари дзёдан агэ-укэ (хидари дзэнкуцу дачи).

9. Миги дзёдан агэ-укэ (миги дзенкуцу дачи) – КИАЙ. Киай выходит из сэйка тандэн (низа живота). Это короткий и резкий звук, идеально синхронизированный с моментами кимэ в технике.

10. Хидари гэдан барай (хидари дзэнкуцу дачи). 
11. Миги чудан дзюн-дзуки (миги дзенкуцу дачи).
12. Миги гедан барай (миги дзенкуцу дачи).
13. Хадири чудан дзюн дзуки (хидари дзенкуцу дачи).
14. Хидари гэдан барай (хидари дзэнкуцу дачи). 

15. Миги чудан дзюн-дзуки (миги дзенкуцу дачи).  Первый дзюн-дзуки в этой серии начинается из положения вполоборотоа (ханми) и блока гэдан-барай и заканчивается в фронтальном положении (шомэн). Т.е. он ничем не отличается от первых четырех дзюндзуки в ката и выполняется с использованием усилия опорной ноги и вращения туловища одновременно.

16. Хадири чудан дзюн дзуки (хидари дзенкуцу дачи). Этот и последующий дзюн-дзуки начинаются из фронтального положения (шомэн). Соответственно, здесь следует больше обратить внимание на усилие от опорной ноги и двойной твист бедрами.
17. Миги чудан дзюн-дзуки (миги дзенкуцу дачи) - КИАЙ

18. Хидари шуто чудан укэ (хидари кокуцу дачи). Обратите внимание: при выполнении шуто чудан укэ не прокручивайте туловище сразу на месте, а наоборот оставайтесь в положении шомэн как можно дольше, формируя предварительное положение рук и производя щелчок (снэп) руками и бедрами в последний момент. Скрутив бедра в направлении, противоположном движению, зафиксируйте также и взгляд строго вдоль блокирующей руки. При развороте на 270 градусов вращайтесь на пятке опорной ноги и тщательно скоординируйте положения и движение пятки, колена, бедра и головы.

19. Миги шуто чудан укэ (миги кокуцу дачи). При повороте на 45  градусов используйте подготовительное движение возвратной руки для выведения бедер во фронтальное положение (шомэн). В завершении техники нужен снэп - щелкните бердами назад и завершите технику бедрами, а не руками.

20. Миги шуто чудан укэ (миги кокуцу дачи). Те же особенности, что и у движения 18, однако угол разворота меньше – 135 градусов. Это хороший тест для проверки умения использования стоп при перемещениях.

Перевел Д. Осика, JKA/WF Belarus

Bottom Ad [Post Page]