Отношение важнее техники: этика Будо

На портале budokarate.ru вышла статья Дмитрия Осика о будо в карате. Приводим текст статьи полностью.

Один японский инструктор каратэ посоветовал Петре Карловой, моей знакомой из Токио, написать небольшую статью об этике Будо. Её мысли очень близки мне, поэтому я приведу их в своем переводе:

«Мы очень рады, что многие люди из разных стран присоединяются к нашей практике, особенно когда наблюдаем их рвение и любовь к каратэ. Однако некоторые люди упускают понимание культуры Будо. Некоторые из них даже не приветствуют других людей с уважением. Возможно, это их первый приезд в Японию, поэтому не удивительно, что они мало знают о японской культуре.

Тем не менее, есть некоторые основы, которые все каратеки по всему миру должны нести в своем сердце. Это то, что ментальность важнее техники. К сожалению, это довольно сложно понять, потому что многие учителя каратэ просто сосредоточены на технике как таковой и не учат культуре Будо. Кроме того, многие люди приходят в наш додзё, будучи впечатлёнными высоким техническим уровнем наших преподавателей. Конечно, изучение культуры Будо не просто, потому что оно происходит из Японии. Следовательно, оно чуждо для людей, не являющихся японцами. Но, что касается его внешней формы, то этому можно учиться шаг за шагом, наблюдая и подражая за тем, как ведут себя японцы.
Просто обращая внимание на это и прилагая усилия к обучению, можно воспитать в себе образ мышления, основанный на уважении. Такой склад ума является основой этики Будо.

В нашем додзё нам часто напоминают, что мы должны быть благодарны за то, что сегодня мы можем встречаться и практиковать каратэ, ведь ничто не должно восприниматься как должное. Это дар. Давайте иметь в виду это, когда встречаемся с другими каратеками, и не только с ними».

Действительно, много раз мне приходилось слышать от людей, живущих или живших в Японии, интересные вещи о Будо. Один сенсей, обладатель 8 дана сётокан, переспросил меня, что такое традиционное каратэ. Он, действительно, не понимал, что я имею в виду.
Также он говорил, что сердце важнее техники. Повторять одно и то же изо дня в день, делаясь лучше и делая счастливее других – это и есть Путь, Будо. Другой мой знакомый, который жил в Японии, говорил, что для японцев даже бокс может быть Будо. Важно не то, чем ты занимаешься, а как ты это делаешь. Даже подметать улицу – тоже Путь, если ты делаешь это изо дня в день, от всего сердца.

Есть одна известная дзенская история про Манджушри, которого Будда позвал войти в ворота. На что Манджушри ответил: «Я не вижу ничего по эту сторону ворот. Зачем мне входить?». Комментатор Нёген говорит, что человек обучается двойственности вместо единства, часто строит ворота, и лишь затем рассматривает, что же находится снаружи их.
Отношение важнее всего. С каким отношением я делаю работу, такой она у меня и получается. Например, делаю ката, не вкладывая душу, — нет никакого ката. Ритуал до и после практики каратэ помогает настроиться на неё и связать настоящее занятие с последующими. Бывает, совсем нет желания тратить свое время и силы на церемонии. А потом я виню учеников в недостаточно хорошем отношении.

Без учеников нет учителя. Без каратистов нет каратэ. Выходит, что всё существует лишь относительно чего-то ещё.

Это нечто больше, чем занятия каратэ. Выходит, Будо — это способ единения с местом, учителем, друзьями. Один мой товарищ хорошо заметил, что «без ритуала, в том числе рэйги нет важнейшего пласта традиции и отсутствует понимание сути искусства и связи с мастерами прошлого, а это путь в никуда».
«Каратэ начинается и заканчивается уважением» — это слова основателя каратэ сётокан Фунакоси сенсея. Несколько раз мне посчастливилось иметь возможность выражать свое уважение Фунакоси сенсею на месте его вечного поминовения в храме Энгаку-дзи в Камакуре. Мне кажется, это было очень важно — выразить свое почтение памяти нашего учителя, чьи мудрые слова «В каратэ нет первой атаки» выгравированы на монументе.

Ценности каратэ — уважение и вежливость. Каратэ, отрицая границы между странами, расами и народами, воплощает традиционные японские ценности Будо или «воинского пути», основываясь на строгой дисциплине и духовной чистоте, которые требуются от занимающихся. Поэтому этикету можно и нужно обучаться. В нашей школе мы взяли пример с сенсея Норио Кавасаки. В его школе Тенсиндзюку раз в год проходят соревнования среди детей. Один из разделов – этикет Будо. Дети демонстрируют правила этикета, правильную позу стоя и сидя, поклон, а судьи оценивают их действия по флажкам. В нашей школе мы внесли эту часть в раздел кихон-иппон кумитэ. Выполнение ритуала с поклонами стоя и сидя до и после поединка мы оцениваем наравне с техникой.
В Хонбу додзё JKA тоже уделяют много внимания этикету. На доске объявлений есть небольшая памятка на японском и английском языках. Она озаглавлена «Порядок во всем.Тщательное приготовление».

Вот, что там написано:
  1. Поклонитесь быстро, входя в Додзё и покидая его.
  2. Не разговаривайте и не общайтесь на личные темы в Додзё. 
  3. Подготовьтесь и дожидайтесь начала занятий.
  4. Постройтесь в линию и опуститесь на колени. Соберитесь, успокойте свой разум иглубоко поклонитесь.
  5. Счет и киай должны быть громкими и резкими.
  6. Не прикасайтесь к стенам или колоннам и не выставляйте свои ноги в стороны, когда садитесь.Не оставляйте свои личные вещи в раздевалке, когда уходите.
Сегодня моя практика начнется поклоном. Я буду делать ката. А может, это оно будет двигать мной? В действительности, нет никакой разницы, потому что по отдельности нет ни исполнителя, ни исполнения. Очень важно понять, что нет ничего по эту сторону ворот, оставить двойственность и прекратить видеть «не-будо». «Ну, а где же эти ворота?И где вы сами — снаружи или внутри?».

Дмитрий Осика